середа, 16 червня 2010 р.

Про інфоратизацію освіти та курс інформатики

Информатизация образования начинается, конечно, с курса информатики в средней школе. Минуя этап освоения начальных представлений на подступах к этому курсу в начальных классах, будем здесь говорить о базовом школьном курсе – о том, что в нем состоялось и что из него далее прорастает. Критикуют стандарт образования, который воплощен в существующих учебниках информатики: одни – за чрезмерный уклон обучения программированию и алгоритмизации, другие – за отрыв от фундаментальной стороны обучения информатике. Учителя в своих предпочтениях тоже разделились на сторонников преимущественного внимания к информационным технологиям и сторонников программирования. Истина, как всегда, лежит где-то посередине. Но для того, чтоб реализовать эту «середину», на наш взгляд, необходимо будет предоставить изучению информатики в школе более широкое поле. Частично это можно осуществлять, вводя элективные курсы, как это уже и делается. Идея профильного обучения, выдвинутая в последнее время, как бы специально предназначена для нашего случая. Однако и в базовом курсе по необходимости придется в век информатики вложить значительно больше того, чем предусматривает сегодняшний стандарт.

С одной стороны, процессы передачи информации в природе и социуме должны быть более предметно разъяснены на базовых закономерностях в соответствующем разделе обучения информатике, как фундаментальной науке. С другой стороны, существование гражданина в информационном пространстве требует его большей компетентности в том, что касается информационного сообщества, форматов и стандартов реализации информационных программ, умений оперировать с информационным ресурсом.

Скрытые развивающие и воспитательные возможности информатики проявляются
как раз в сетевом сообществе
, в котором существует член социума. Эти
возможности – цифровые объекты и сервисы, программные конструктивы, включающие субъектов сети в процессы развития и самоорганизации сетевых сообществ. Сеть и сетевые сообщества являются натуральными сущностями информатики. Протекающие в сетях процессы передачи и накопления информации основаны на принципах, весьма общих вообще для систем, таких, например, как процессы распространения инфекционных заболеваний, поведение коллективов, процессы метаболизма. Стратегии, реализуемые в таких системах, основаны на децентрализованном подходе, предполагающем вклад множества участников. Все это – сетевые сообщества, для которых характерна такая категория информатики, как самоорганизация.
Современное образование ориентировано на ценности, требующие воспитания творческой личности, способной взаимодействовать в составе сетевых коллективов. Таким образом, от курса информатики можно и нужно потребовать не только привитие технологических навыков, но и выполнение существенной воспитательной роли.

Как со всеми этими вопросами вписаться в ту постановку обучения, которая существует сейчас? Нужна серьезная трансформация курса. Тем более, что и традиционные знания в области логического обоснования компьютерных программ и вообще «неймановской» информатики вот-вот уже
окажутся неадекватными тому, что возникает в новых технологиях обработки информации
. Имеются в виду принципы нейросетевой обработки данных, при которых в качестве элементарной единицы обрабатывающей системы служит не логический элемент, воспроизводящий простейшую булевскую функцию, а некоторая модель, отражающая базовые свойства нейрона – элемента мозга. Исследования, проведенные в Пензенском отделении АИО (Донской Д.А.) по вопросам нейрокомпьютерной технологии в обучении информатике, уже привели к созданию и внедрению в практическую работу новых учебных пособий, практикумов, лабораторных работ.

Можно предвидеть резкое изменение стиля и метода обучения в ближайшие годы, имея в виду нарастающие возможности современных средств информатики.

Немає коментарів:

Дописати коментар